Dom Perignon – действительно уникальное шампанское. О нем слышали многие, но мало у кого была возможность его пробовать. С момента его создания оно позиционируется как элитный алкоголь, олицетворяющий богатство и эксклюзивность. Шампанское «Дом Периньон» выпускает компания Moet & Chandon – часть холдинга Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH). Это крупнейший мировой производитель товаров класса «люкс» в разных сегментах, который принадлежит самому богатому человеку Франции Бернару Арно.
Рождение бренда
Отправной точкой в истории бренда считается 1921 год, когда был получен первый урожай для Dom Perignon. Из-за кризиса 1930-х годах первая партия была представлена широкой публике в 1936 году. За год до этого честь оценить напиток выпала 150 лучшим клиентам британского импортера Moët & Chandon – дома «Simon Bros. & Co». Каждому из них презентовали по 2 бутылки напитка. Правда, на нем вместо названия было указано: «Шампанское, специально отправленное к столетию Simon Brothers & Co 1835–1935».
Таким образом, были получены восторженные отзывы, реклама в высоких светских кругах и, конечно же, заказы на новые поставки, в том числе в США. В Америке за Дом Периньон сразу закрепился самый элитный статус, и она оставалась единственным рынком сбыта бренда до 1947 г.
Шампанское Dom Perignon некоторое время изготавливали из обычных урожаев винодельни Moët & Chandon. После выдержки в погребе игристое вино разливали в специальные бутылки в стиле XVIII в. С 1947 г. руководство решило отделить производство и с тех пор это шампанское изготавливается и разливается на отдельной винодельне.
История названия
В названии бренда увековечено имя человека, который внес существенный вклад в усовершенствование шампанского, хоть и не был его изобретателем, как пишут в некоторых источниках.
Первая часть названия – Dom – это сокращение от латинского слова «dominus», что означает «господин». Во Франции его использовали для обращения к священнослужителю.
Вторая часть названия – Perignon – фамилия французского монаха-бенедиктинца из аббатства Отвильер в провинции Шампань. Пьер Периньон (1638–1715) по иронии судьбы долгое время работал над тем, чтобы избавиться от пузырьков, поскольку в то время это был признак некачественного продукта. К тому же из-за них тара регулярно взрывалась и тем самым терялось много запасов игристого вина. Периньон впервые начал применять в виноделии ряд методов, которые позволили создать привычный всем сегодня шипучий напиток с золотистой пеной:
- выступал за обрезку виноградной лозы для снижения урожайности и улучшения концентрации урожая;
- смешивал разные сорта винограда до отправления под пресс для достижения желаемых характеристик конечного продукта;
- разливал шампанское в походящий момент в бутылки для вторичного брожения;
- использовал для разлива бутылки из английского стекла, которое было более прочным и лучше выдерживало давление, и закупоривал их корой пробкового дерева, обвязывая промасленной веревкой.
Таким образом, дословно название переводится «Господин Периньон». Территория аббатства Отвильер, где прожил взрослую жизнь и похоронен Пьер Периньон также принадлежит Moët & Chandon.
Почему Dom Perignon такой особенный
Это всегда винтажное шампанское. Но речь идет не о старости, как в случае с пластинками или мебелью, а скорее об исключительности. Dom Perignon еще называют миллезимным. Оба понятия означают, что для продукта используется виноград, собранный в один год. Преимущественно это виноград категории Гран Крю (Grand Cru) и в небольшом количестве – Премье Крю (Premier Cru). Последний собирают на территории того самого аббатства Отвильер.
Причем в производстве используется только урожай, отличающийся превосходным качеством. Это позволяет получить продукт, выделяющийся по всем показателям: цвету, аромату, вкусу. Считается, что за десятилетие высоким стандартам соответствует не более 6 урожаев (винтажей). Год урожая обязательно указывается на этикетке, например, Dom Perignon 2000.
Продукция бренда выпускается в разных фазах выдержки и созревания, которые отражают три этапа эволюции вкуса и аромата Dom Perignon:
- Первый выпуск – поступает в продажу спустя 7-9 лет после сбора урожая. Большинство бутылок относится именно к этой категории.
- Второй выпуск – выдерживается около 15-18 лет. Маркируется обозначением P2 (первая буква французского слова Plenitude – полнота).
- Третий выпуск – выдерживается не менее 20 лет и олицетворяет момент, когда шампанское достигает максимального богатства вкуса и аромата. Маркируется обозначением P3. До 2014 года вместо него использовалось обозначение Oenothéque.
Точный период выдержки зависит от винтажа и определяется шеф-поваром погреба Dom Perignon. Благодаря выдержке и без того восхитительное игристое вино приобретает колоссальную многогранность и интенсивность вкуса и, конечно же, растет в цене.
Особенности изготовления
Создание Dom Perignon – длительный и сложный процесс. Он изготавливается из двух сортов винограда: Пино Нуар и Шардоне. Их процентное соотношение зависит от винтажа и вида напитка:
- Dom Perignon – классический и неподражаемый брют крепостью 12,5%, обладающий характерным золотисто-соломенным оттенком. Обычно оно изготавливается из винограда Шардоне и Пино Нуар в равных пропорциях.
- Dom Perignon Rose – розовый брют, который может менять оттенок от нежно-розового до насыщенно красного. В составе обычно 55% Шардоне и 45% Пино Нуар, крепость также 12,5%. Как правило, он выпускается, спустя несколько лет после классического аналога. Впервые эта вариация была произведена из урожая 1959 г. Тогда это было всего 306 бутылок и ни одна из них не попала в свободную продажу. Но именно это шампанское подавалось во время торжеств, посвященных 2500-летию Персидской империи в 1971 г. Для первого коммерческого выпуска розовой версии использовался урожай 1962 г.
Вся продукция Dom Perignon принадлежит к категории Кюве (Cuvee), поскольку изготавливается из виноградного сока первого отжима. Отжатый сок около семи лет выдерживается в емкостях из нержавеющей стали, а затем дображивает в бутылках и ждет своей очереди, чтобы стать по-настоящему изысканным и покинуть винные подвалы.
Внешний вид и вкус
Количество бутылок, произведенных в каждом винтаже точно не устанавливается – как правило, это от 2 до 4 млн. Стандартная тара для продукции бренда – оригинальные бутылки из затемненного стекла объемом 0,75 л. В подарочных наборах и ограниченных партиях могут использоваться бутылки объемом 1,5 л, 3 л и 6 л. На них обязательно должен быть штрих-код с цифрами от 30 до 37 как подтверждение, что продукт произведен во Франции.
Дизайн бутылки столь же изыскан и восхитителен, как и вкус ее содержимого. Этикетка также отличается неповторимым, но легко запоминающимся видом и напоминает рыцарский щит щита. В ассортименте есть также отдельная серия Luminous со светящейся в темноте этикеткой, которая особенно эффектно выглядит при подаче шампанского в прозрачном ведерке в полумраке. К ее разработке также часто привлекаются известные дизайнеры, художники, музыканты.
Стоит ли говорить о том, что каждый винтаж Дом Периньон имеет свои особенности и неповторимую гамму вкуса, поэтому по-разному ценится среди любителей и экспертов. Индивидуальный характер и букет каждой партии формируют вариации в процентном соотношении используемых сортов винограда, изменяющиеся условия его выращивания (количество солнечных и дождливых дней, температура и уровень влажности). Тем не менее можно выделить общие черты – орехово-фруктовые и цитрусовые нотки с оттенком свежей выпечки и пряностей.
Интересные факты
Немногие сорта шампанского столь же культовые. Подтверждение тому следующие интересные факты. Так продукция бренда:
- Подавалась на свадьбе принцессы Дианы и принца Чарльза в 1981 г. Для торжества заказали 99 бутылок винтажа 1961 года (года рождения невесты), отмеченных специально разработанными знаками отличия.
- Появлялась в нескольких фильмах о Джеймсе Бонде «Доктор Ноу», «Голдфингер», «Шаровая молния», «Живешь только дважды», «Шпион, который меня любил».
- Рекламировалась двумя супер-моделями. Карл Лагерфельд проводил рекламные фотосессии с Евой Герциговой (в 2006 г.) и Клавдией Шиффер (в 2007 г.), которые до сих пор считаются образцом рекламного арта.
- Dom Perignon Rose Gold 1996 года в бутылке объемом 6 л была куплена в 2010 г. за 35 000 фунтов стерлингов. Покупка совершена в Лондоне на вечеринке в отеле Westbury, посвященной премьере фильма «Буги Фуги».
- Часто продается на аукционах по рекордно высоким ценам. Например, на аукционе Christie's 2004 г., который проходил в Нью-Йорке, три бутылки винтажа 1921 года ушли за 24 675 долл. А на аукционе Sotheby's, организованном в Гонконге в мае 2010 г., за лот из 30 бутылок покупатель заплатил 1 331 000 гонконгских долларов (170 641 долларов США). В нем было шампанское Dom Perignon Oenothèque Rosé и магнумы 1966, 1978, 1982, 1985, 1988 и 1990 г. г.
Dom Perignon заслуженно получило мировое признание и достойно называться лучшим. Его любители собирают целые коллекции и готовы отдавать за бутылку до нескольких тысяч долларов. Но неискушенному человеку достаточно попробовать шампанское бренда любого года урожая – оно в любом случае будет иметь выдающийся вкус и завораживать каждой своей ноткой.