Первое знакомство с шампанским происходит по-разному. Кому-то его преподносят в подарок, кто-то впервые дегустирует его на торжественном мероприятии, но настоящая любовь к этому напитку обычно приходит через годы и множество других вин, когда приходит понимание его сути и уставшие от предсказуемости вкусовые рецепторы желают, могут и даже требуют праздника. Ценители говорят, что это точка невозврата, билет в один конец.
Сделать игристое вино с пузырьками можно где угодно, шампанское — исключительно во французском регионе Шампань. Официально это требование было узаконено в 1891 году. Соответственно все, что представлено в этом разделе, произведено именно в этой исторической области и в полном соответствии с законодательно утвержденными технологиями. Усвоив эту непреложную истину, переходим к другим любопытным фактам об этом уникальном напитке.
Я пью звезды! История появления шампанского
Развитием виноделия Шампань, как и другие регионы Франции и Европы в целом, обязана средневековым монастырям. Вино требовалось для религиозных обрядов и служило одним из источников дохода монашеского ордена. Это были тихие вина, более того, присутствие пузырьков в то время считалось дефектом напитка. Их появление было обусловлено прекращением брожения в холодных местных погребах при низких температурах, при которых дрожжи перестают работать. Имея крайне скудные знания о происходящих в сусле процессах, монахи ошибочно принимали затихание вина за готовность, разливали его и отправляли по назначению. Покинув холодный подвал и нагревшись, вино просыпалось, продолжало бродить и начинало дьявольски хулиганить, вышибая днища у бочек и искушая монахов не самыми боголюбивыми выражениями. Оно становилось игристым.
Момент осознания великого открытия и перехода к целенаправленному производству шампанского окутан туманами легенд, самая популярная из которых возводит на пьедестал монаха Пьера Периньона из бенедиктинского аббатства Овиле, приписывая ему знаменитую фразу, вынесенную в заголовок. Однако историки склонны утверждать, что знаменитый Периньон вовсе не изобретал шампанское, а напротив, боролся с игристостью вин, как с несчастьем, о чем и писал в своих дневниках. Куда менее известно имя винодела Кристофере Меррете, который предоставил документальное описание процесса вторичной ферментации в 1662 году.
Так или иначе, но в 1718 году в Шампани начали делать игристые вина, которые, однако, еще долгое время не имели большой популярности. Известность пришла с появлением особо прочных стеклянных бутылок, которые перестали взрываться и портить репутацию новомодного стиля виноделия. К началу XX века регион производил уже 25 миллионов бутылок шампанского в год.
Технология производства — долго, сложно, дорого
Шампанское производится по особой технологии, получившей название традиционной или шампенуа. Это самый длительный и самый затратный метод производства игристого вина. Его суть и отличие от других состоит в том, что вторичная ферментация (та самая, что рождает благословенные пузырьки) происходит в бутылке.
Схематично все выглядит следующим образом. В базовое тихое вино добавляется тиражный ликер (вино, сахар, дрожжи), оно разливается по бутылкам, плотно закрывается временными пробками и размещается горизонтально. Начинается вторичное брожение с выделением углекислого газа, который, не имея выхода, растворяется в вине. Отработанные дрожжи оседают в виде осадка, на котором вино выдерживается не менее года. В течение этого времени бутылки с помощью специального пюпитра постепенно поворачиваются, меняют угол наклона и, наконец, опускаются горлышком вниз (ремюаж). Следующая операция называется дегоржаж. Горлышко бутылки замораживают, после чего снимают временную пробку и отстреливают осадок. Нехватку вина компенсируют дозажным ликером и укупоривают бутылку для продажи. Сладость дозажного (экспедиционного) ликера и определяет будущую категорию сладости напитка.
Да, долго, сложно и дорого, но оно этого стоит!
Разрешенные сорта
Их семь, но в 99% случаев производители шампанского обходятся тремя:
• Шардоне — элегантность, минеральность и утонченность. Чем больше в шампанском этого сорта, тем более легким и свежим оно будет на вкус.
• Пино Нуар — структурность, тело и сила. С увеличением доли Пино Нуар игристое становится более весомым, танинным, полнотелым.
• Пино Менье — кислотность, мягкость, фруктовость. Относительно холодостойкий красный сорт, своеобразная страховка винодела на случай плохого винтажа.
Сорта могут присутствовать в любых пропорциях в ассамбляже или солировать. Шампанское только из красного сорта маркируется Blanc de Noirs (белое из красного), из Шардоне — Blanc de Blancs (белое из белого). Розовые вина ассамблируются из белого и красного винограда или производятся методом «сенье» (кровопускания) из красного винограда.
Оставшаяся четверка сортов — Пино Гри, Пино Блан, Арбан и Пти Мелье.
Область производства
Шампанское, как и любое вино, рождается на винограднике. Почему именно здесь? Это не только и не столько маркетинг, сколько исторически сложившийся характер. Климат региона достаточно суров, холоден и влажен для виноделия. Вырастить зрелый виноград в Шампани всегда было не самой простой задачей, но именно этот климат дает ту самую кислотность и пронзительную свежесть вкуса, которые делают этот напиток уникальным. Еще один важный нюанс — местная известняковая почва мелового характера, обеспечивающая вино отчетливой фирменной минеральностью.
Производственная зона охватывает 319 деревень, которые входят в состав пяти департаментов региона Шампань и занимают общую площадь в 34 тыс. га. Каждый участок (всего их 281 тыс.) официально классифицирован законом от 1927 года. После его принятия печатать на этикетке «Champagne АОС» имеют право (но не обязаны) только производители, использующие урожай, выращенный в пределах данных территорий.
Каждый виноградник уникален, это определяет узнаваемый стиль вина.
Гранд-марки шампанского
В регионе исторически сформировались два лагеря производителей — известные крупные гранд-бренды и небольшие частные хозяйства — рекольтаны. В нашем разделе представлено флагманское шампанское Домов с мировыми именами — Moet & Chandon, Veuve Clicquot, Cristal, Asti Martini и других.
Moet & Chandon — премиальный бренд, негласный эталон, один из лучших Домов шампанского с историей, которая пишется с 1743 года. Среди клиентов этого Дома были короли европейских держав, президент США и даже Наполеон Бонапарт. Вершиной творческих достижений Moet & Chandon в искусстве производства игристого признано винтажное шампанское Dom Perignon — обладатель первого в мире статуса кюве-престиж.
Cristal (Кристалл) — невероятное, благородное, богемное шампанское от Louis Roederer, одно из самых престижных в мире. Создано в 1876 году по личному заказу российского императора Александра II и по сей день разливается в бутылки, которые являются точной копией первого образца. Ввиду множественных покушений на жизнь императора они сделаны по особому указу абсолютно прозрачными и с плоским дном. Шампанское Кристаль производится из лучшего винограда с участков категории Гран Крю, являющихся собственностью Дома Луи Родерер.
Veuve Clicquot — один из старейших домов Шампани, стоящий на пороге своего 250-летнего юбилея. Второй бренд в мире по объему продаж. Один из брендов, получивших королевский ордер, дабы быть поданным английской королеве Елизавете II в качестве традиционного бокала шампанского перед сном. В Россию бренд пришел в 1814 году, а к 1820-му году его поставки составляли уже 65% экспорта всего шампанского. Настоящий шедевр французского виноделия среди игристых вин.
Винтажное шампанское
Винтаж или миллезим — вино, произведенное из винограда, выращенного исключительно в указанном году (допустимо включение разных сортов, выдержка не менее 3 лет). Миллезимы составляют небольшой процент среди общего количества производимого в Шампани игристого вина. И, даже если речь не идет о престижном бренде, винтажный выпуск - признак того, что дом ставит это вино выше базового брюта. И, если задача ассамбляжа, как правило, заключается в сохранении вкусового и ароматического стиля данного бренда, то винтаж нельзя повторить или воспроизвести заново, это всегда уникальная и ограниченная партия.
Здесь все зависит от качества урожая, улучшить его добавлением вина другого года нельзя. Поэтому винтажи выпускаются только в самые удачные года, которые гарантированно оправдают усилия. По этой причине, а также из-за более длительной выдержки и, соответственно, более сложного, структурного, интересного вкуса винтажное шампанское всегда дороже купажированного напитка.
В нашем магазине представлены винтажи разных лет самых именитых шампанских домов. Каждый из них — новое открытие, новый повод для интересной дегустации. Впрочем, ценители говорят, что для того, чтобы пить шампанское, не нужен повод. Оно само и есть этот повод. Праздник, который, несомненно, стоит себе позволить!